 
          5
        
        
          № 58 июнь  2017
        
        
          В
        
        
          год
        
        
          300-
        
        
          летия
        
        
          Омска
        
        
          и
        
        
          в
        
        
          день
        
        
          рождения
        
        
          Омского
        
        
          областного
        
        
          музея
        
        
          изобразительных
        
        
          искусств
        
        
          имени М
        
        
          .
        
        
          А
        
        
          .
        
        
          Врубеля
        
        
          в
        
        
          Генерал
        
        
          -
        
        
          губернаторском
        
        
          дворце
        
        
          начинала
        
        
          свою
        
        
          работу
        
        
          масштабная
        
        
          долговременная
        
        
          выставка
        
        
          «12
        
        
          стульев
        
        
          из
        
        
          дворца
        
        
          ,
        
        
          или
        
        
          в
        
        
          поисках
        
        
          сокровищ
        
        
          русской
        
        
          аристократии
        
        
          ».
        
        
          В
        
        
          апреле
        
        
          2016
        
        
          года
        
        
          проект
        
        
          стал
        
        
          победителем
        
        
          XIII
        
        
          грантового
        
        
          конкурса
        
        
          «
        
        
          Меняющийся
        
        
          музей
        
        
          в меняющемся мире
        
        
          »
        
        
          Благотворительного фонда Владимира Потанина
        
        
          в
        
        
          номинации
        
        
          «
        
        
          Музейный
        
        
          дизайн
        
        
          ». 5
        
        
          и
        
        
          14
        
        
          апреля
        
        
          2017
        
        
          г
        
        
          .
        
        
          состоялись
        
        
          экскурсии по
        
        
          выставке
        
        
          студентов Омского филиала ВШНИ
        
        
          .
        
        
          Желание
        
        
          омских
        
        
          музейщиков
        
        
          меняться
        
        
          направлено
        
        
          на
        
        
          создание
        
        
          нового
        
        
          образа
        
        
          Генерал
        
        
          -
        
        
          губернаторского
        
        
          дворца
        
        
          ,
        
        
          памятника
        
        
          истории
        
        
          и
        
        
          культуры
        
        
          ,
        
        
          за
        
        
          счет
        
        
          размещения
        
        
          в
        
        
          нем
        
        
          предметов
        
        
          дворцового
        
        
          искусства
        
        
          в
        
        
          современном
        
        
          прочтении
        
        
          под
        
        
          руководством
        
        
          омского
        
        
          концептуального
        
        
          художника
        
        
          ,
        
        
          известного
        
        
          во
        
        
          всем
        
        
          мире
        
        
          транслятора
        
        
          сибирской
        
        
          идентичности
        
        
          и
        
        
          иронического
        
        
          взгляда
        
        
          на
        
        
          повседневную
        
        
          жизнь Дамира Муратова
        
        
          .
        
        
          Новая
        
        
          экспозиция
        
        
          метафорически
        
        
          отзывается
        
        
          на
        
        
          актуальный
        
        
          вопрос
        
        
          : «
        
        
          Что
        
        
          такое
        
        
          музей
        
        
          изобразительных
        
        
          искусств
        
        
          ?»
        
        
          Ответ
        
        
          эффектно
        
        
          и
        
        
          общедоступно
        
        
          помог
        
        
          дать
        
        
          роман
        
        
          И
        
        
          .
        
        
          Ильфа
        
        
          и
        
        
          Е
        
        
          .
        
        
          Петрова
        
        
          «
        
        
          Двенадцать
        
        
          стульев
        
        
          » –
        
        
          сатирическое
        
        
          произведение
        
        
          ,
        
        
          в
        
        
          котором
        
        
          показано
        
        
          ,
        
        
          в
        
        
          том
        
        
          числе
        
        
          ,
        
        
          и
        
        
          формирование
        
        
          советских
        
        
          музеев
        
        
          путем
        
        
          конфискации
        
        
          крупнейших
        
        
          собраний
        
        
          искусства
        
        
          .
        
        
          Книга
        
        
          приоткрыла
        
        
          тайну
        
        
          притягательности
        
        
          работы
        
        
          сотрудников
        
        
          музея
        
        
          .
        
        
          Они
        
        
          занимаются
        
        
          «
        
        
          поиском
        
        
          сокровищ
        
        
          »,
        
        
          но
        
        
          идут
        
        
          по
        
        
          пути
        
        
          главного
        
        
          героя
        
        
          литературного
        
        
          произведения
        
        
          Остапа
        
        
          Бендера
        
        
          наоборот
        
        
          :
        
        
          уже имея
        
        
          стул
        
        
          ,
        
        
          ищут
        
        
          информацию
        
        
          о нем и
        
        
          весь
        
        
          гарнитур
        
        
          в других
        
        
          собраниях
        
        
          .
        
        
          Но
        
        
          выставка
        
        
          не
        
        
          только
        
        
          о
        
        
          стульях
        
        
          .
        
        
          Популярно
        
        
          -
        
        
          тематическая
        
        
          экспозиция
        
        
          рассказывает
        
        
          почти
        
        
          детективные
        
        
          истории
        
        
          о
        
        
          национализации
        
        
          и
        
        
          обезличивании
        
        
          знаменитых дореволюционных
        
        
          коллекций
        
        
          и
        
        
          обстановке
        
        
          богатейших
        
        
          дворцов
        
        
          Петербурга
        
        
          и
        
        
          Москвы
        
        
          ,
        
        
          создании
        
        
          Государственного
        
        
          музейного
        
        
          фонда
        
        
          и
        
        
          распределении
        
        
          сокровищ
        
        
          по
        
        
          всему
        
        
          Советскому
        
        
          Союзу
        
        
          ,
        
        
          сохранении
        
        
          и
        
        
          реставрации
        
        
          памятников
        
        
          культуры
        
        
          и
        
        
          возвращении
        
        
          добрых
        
        
          имен
        
        
          их
        
        
          прежним
        
        
          владельцам
        
        
          .
        
        
          Первый
        
        
          зал
        
        
          «
        
        
          Брак
        
        
          по
        
        
          расчету
        
        
          »
        
        
          преимущественно
        
        
          посвящен
        
        
          коллекции
        
        
          князей
        
        
          Юсуповых
        
        
          ,
        
        
          в
        
        
          лучшие
        
        
          годы
        
        
          вызывавшей
        
        
          зависть
        
        
          даже
        
        
          у
        
        
          российских
        
        
          императоров
        
        
          ,
        
        
          а
        
        
          после
        
        
          октябрьской
        
        
          революции
        
        
          1917
        
        
          года
        
        
          обогатившей
        
        
          собрание
        
        
          Государственного
        
        
          Эрмитажа
        
        
          .
        
        
          В
        
        
          этом
        
        
          тематическом
        
        
          разделе
        
        
          представлены
        
        
          произведения
        
        
          искусства
        
        
          ,
        
        
          названные
        
        
          спасавшими
        
        
          их
        
        
          специалистами
        
        
          Государственного
        
        
          музейного
        
        
          фонда
        
        
          «
        
        
          достоянием
        
        
          республики
        
        
          ».
        
        
          Именно
        
        
          этот
        
        
          зал
        
        
          отвечает
        
        
          на
        
        
          вопрос
        
        
          «
        
        
          Что
        
        
          такое
        
        
          музей
        
        
          ?».
        
        
          Экспонаты
        
        
          наглядно
        
        
          представляют
        
        
          историю
        
        
          создания
        
        
          Омского
        
        
          музея
        
        
          изобразительных
        
        
          искусств
        
        
          имени
        
        
          М
        
        
          .
        
        
          А
        
        
          .
        
        
          Врубеля
        
        
          .
        
        
          Его
        
        
          основатель
        
        
          и
        
        
          первый
        
        
          директор Федор Васильевич Мелёхин
        
        
          всего
        
        
          лишь
        
        
          за
        
        
          год
        
        
          упорной
        
        
          работы
        
        
          сумел
        
        
          организовать
        
        
          из
        
        
          художественного
        
        
          отдела
        
        
          Западно
        
        
          -
        
        
          Сибирского
        
        
          Краевого
        
        
          музея
        
        
          самостоятельную
        
        
          картинную
        
        
          галерею
        
        
          .
        
        
          Причем
        
        
          именно
        
        
          его
        
        
          личное
        
        
          видение
        
        
          определило
        
        
          , «
        
        
          каким
        
        
          быть
        
        
          новому
        
        
          музею
        
        
          ».
        
        
          Таким
        
        
          образом
        
        
          ,
        
        
          задача
        
        
          первого
        
        
          зала
        
        
          –
        
        
          рассказать
        
        
          о
        
        
          профессии
        
        
          музейного
        
        
          хранителя
        
        
          .
        
        
          Второй
        
        
          зал
        
        
          «
        
        
          Контора
        
        
          пишет
        
        
          »
        
        
          представляет
        
        
          живописную
        
        
          коллекцию
        
        
          канцлера
        
        
          А
        
        
          .
        
        
          М
        
        
          .
        
        
          Горчакова
        
        
          ,
        
        
          а
        
        
          также
        
        
          документы
        
        
          ,
        
        
          находящиеся
        
        
          в
        
        
          свободном
        
        
          доступе
        
        
          и
        
        
          открытые
        
        
          для
        
        
          самостоятельного
        
        
          изучения
        
        
          .
        
        
          Здесь
        
        
          каждый
        
        
          может
        
        
          сесть
        
        
          за
        
        
          стол
        
        
          архивариуса
        
        
          ,
        
        
          полистать
        
        
          описи
        
        
          национализированных
        
        
          коллекций
        
        
          и
        
        
          увидеть
        
        
          «
        
        
          ордера
        
        
          »
        
        
          на
        
        
          распределение
        
        
          сокровищ
        
        
          .
        
        
          Экспозиция
        
        
          дополнена
        
        
          книгами
        
        
          и
        
        
          альбомами
        
        
          по
        
        
          истории
        
        
          музея
        
        
          и
        
        
          дворца
        
        
          .
        
        
          Следуя
        
        
          сюжету
        
        
          романа
        
        
          «
        
        
          Двенадцать
        
        
          стульев
        
        
          »,
        
        
          зритель
        
        
          попадает
        
        
          к
        
        
          архивариусу
        
        
          Варфоломею
        
        
          Коробейникову
        
        
          и
        
        
          находит
        
        
          ордера
        
        
          на
        
        
          распределение
        
        
          предметов
        
        
          мебельного
        
        
          гарнитура
        
        
          по
        
        
          городам
        
        
          Советского
        
        
          Союза
        
        
          .
        
        
          Таким
        
        
          образом
        
        
          ,
        
        
          второй
        
        
          зал
        
        
          рассказывает
        
        
          о
        
        
          профессии
        
        
          научного
        
        
          сотрудника
        
        
          музея
        
        
          –
        
        
          историка
        
        
          и
        
        
          искусствоведа
        
        
          по
        
        
          образованию
        
        
          ,
        
        
          работающего
        
        
          с
        
        
          архивными
        
        
          документами
        
        
          с
        
        
          целью
        
        
          выяснения
        
        
          «
        
        
          биографий
        
        
          »
        
        
          предметов и
        
        
          их
        
        
          владельцев
        
        
          .
        
        
          Третий
        
        
          зал
        
        
          «
        
        
          Богатство
        
        
          ,
        
        
          бьющее
        
        
          через
        
        
          край
        
        
          »
        
        
          знакомит
        
        
          с
        
        
          масштабом
        
        
          распространенности
        
        
          вкусов
        
        
          Эллочки
        
        
          -
        
        
          людоедки
        
        
          .
        
        
          На
        
        
          примерах
        
        
          подделок
        
        
          ,
        
        
          подражаний
        
        
          и
        
        
          копий
        
        
          ,
        
        
          обеспечивающих
        
        
          потребность
        
        
          людей
        
        
          в
        
        
          статусных
        
        
          вещах
        
        
          ,
        
        
          музей
        
        
          ставит
        
        
          зрителя
        
        
          перед
        
        
          выбором
        
        
          –
        
        
          быть
        
        
          или
        
        
          казаться
        
        
          ?
        
        
          Здесь
        
        
          поднимается
        
        
          вопрос
        
        
          о
        
        
          коммерческой
        
        
          оценке
        
        
          предмета
        
        
          искусства
        
        
          и
        
        
          дается
        
        
          возможность
        
        
          ознакомиться
        
        
          с
        
        
          каталогами
        
        
          всемирно
        
        
          известных
        
        
          аукционных
        
        
          домов
        
        
          .
        
        
          Согласно
        
        
          сюжету
        
        
          романа
        
        
          «
        
        
          Двенадцать
        
        
          стульев
        
        
          »
        
        
          зритель
        
        
          попадет
        
        
          в
        
        
          «
        
        
          будуар
        
        
          Эллочки
        
        
          -
        
        
          людоедки
        
        
          ».
        
        
          Третий
        
        
          зал
        
        
          рассказывает
        
        
          о
        
        
          профессии
        
        
          музейного
        
        
          эксперта
        
        
          и
        
        
          проблемах
        
        
          атрибуции
        
        
          неизвестных
        
        
          и
        
        
          анонимных произведений
        
        
          .
        
        
          Четвертый
        
        
          зал
        
        
          «
        
        
          По
        
        
          долгу
        
        
          службы
        
        
          »
        
        
          рассказывает
        
        
          ,
        
        
          какие
        
        
          стулья
        
        
          «
        
        
          вскрывали
        
        
          »
        
        
          музейные
        
        
          реставраторы
        
        
          ,
        
        
          и
        
        
          что
        
        
          они
        
        
          там
        
        
          нашли
        
        
          ,
        
        
          какие
        
        
          секреты
        
        
          хранит
        
        
          музейный
        
        
          шкаф
        
        
          и
        
        
          ко
        
        
          всем
        
        
          ли
        
        
          замкам
        
        
          музейные
        
        
          специалисты
        
        
          изготовили
        
        
          ключи
        
        
          -
        
        
          отмычки
        
        
          .
        
        
          Здесь
        
        
          демонстрируются
        
        
          предметы
        
        
          ,
        
        
          находящиеся
        
        
          в
        
        
          процессе
        
        
          реставрации
        
        
          ,
        
        
          и
        
        
          отчетные
        
        
          фотодокументы
        
        
          ,
        
        
          позволяющие
        
        
          заглянуть
        
        
          внутрь музейного
        
        
          экспоната
        
        
          .
        
        
          Следуя
        
        
          за
        
        
          развитием
        
        
          сюжета
        
        
          романа
        
        
          «
        
        
          Двенадцать
        
        
          стульев
        
        
          »,
        
        
          зритель
        
        
          попадет
        
        
          в
        
        
          «
        
        
          Музей
        
        
          мебельного
        
        
          мастерства
        
        
          ».
        
        
          Здесь
        
        
          демонстрируются
        
        
          прошедшие комплекс
        
        
          -
        
        
          ную
        
        
          реставрацию
        
        
          предметы
        
        
          мебельного
        
        
          гарнитура
        
        
          фирмы
        
        
          братьев
        
        
          Гамбс
        
        
          ,
        
        
          ранее
        
        
          украшавшие
        
        
          интерьеры
        
        
          Мраморного
        
        
          дворца Санкт
        
        
          -
        
        
          Петербурга
        
        
          .
        
        
          В
        
        
          пятом
        
        
          зале
        
        
          «
        
        
          Клубный
        
        
          стул
        
        
          »
        
        
          посетители
        
        
          узнают
        
        
          ,
        
        
          какие
        
        
          экспонаты
        
        
          можно
        
        
          считать
        
        
          «
        
        
          бриллиантами
        
        
          »
        
        
          омской
        
        
          коллекции
        
        
          .
        
        
          Инкогнито
        
        
          сохраненные
        
        
          в
        
        
          Сибири
        
        
          императорские
        
        
          коллекции
        
        
          теперь
        
        
          раскрывают
        
        
          свои
        
        
          тайны
        
        
          .
        
        
          Произведения
        
        
          ,
        
        
          представленные
        
        
          в
        
        
          этом
        
        
          разделе
        
        
          путеводителя
        
        
          по
        
        
          выставке
        
        
          ,
        
        
          объединены
        
        
          по
        
        
          принципу
        
        
          «
        
        
          самые
        
        
          -
        
        
          самые
        
        
          »,
        
        
          как
        
        
          наиболее
        
        
          известные
        
        
          и
        
        
          прославленные
        
        
          экспонаты
        
        
          Музея
        
        
          имени
        
        
          М
        
        
          .
        
        
          А
        
        
          .
        
        
          Врубеля
        
        
          .
        
        
          Пятый
        
        
          зал
        
        
          показывает
        
        
          профессию
        
        
          экскурсовода
        
        
          .
        
        
          Здесь
        
        
          можно
        
        
          познакомиться
        
        
          с
        
        
          принципом
        
        
          : «
        
        
          вы
        
        
          не
        
        
          узнаете
        
        
          ,
        
        
          что
        
        
          является шедевром
        
        
          ,
        
        
          пока
        
        
          вам
        
        
          это
        
        
          не
        
        
          объяснят
        
        
          ».
        
        
          Почти
        
        
          каждый
        
        
          экспонат
        
        
          музейной
        
        
          коллекции
        
        
          содержит
        
        
          в
        
        
          себе
        
        
          большое
        
        
          количество
        
        
          информации
        
        
          .
        
        
          Явной
        
        
          она
        
        
          становится
        
        
          только
        
        
          в
        
        
          результате
        
        
          исследования
        
        
          .
        
        
          Выставка
        
        
          поясняет
        
        
          ,
        
        
          в
        
        
          чем
        
        
          состоит
        
        
          работа
        
        
          научного
        
        
          сотрудника
        
        
          ,
        
        
          хранителя
        
        
          ,
        
        
          педагога
        
        
          ,
        
        
          гида
        
        
          ,
        
        
          в
        
        
          чем
        
        
          ее
        
        
          прелесть
        
        
          .
        
        
          Шестой
        
        
          зал
        
        
          «
        
        
          Союз
        
        
          меча
        
        
          и
        
        
          орала
        
        
          »
        
        
          посвящен
        
        
          Омску
        
        
          и
        
        
          провозглашению
        
        
          его
        
        
          «
        
        
          третьей
        
        
          столицей
        
        
          »
        
        
          при
        
        
          Верховном
        
        
          правителе
        
        
          России
        
        
          А
        
        
          .
        
        
          В
        
        
          .
        
        
          Колчаке
        
        
          .
        
        
          Экспонаты
        
        
          рассказывают
        
        
          об
        
        
          омских
        
        
          дореволюционных
        
        
          собраниях
        
        
          искусства
        
        
          ,
        
        
          коллекционерах
        
        
          и
        
        
          их
        
        
          судьбах
        
        
          .
        
        
          Этот
        
        
          зал
        
        
          знакомит
        
        
          с
        
        
          профессией
        
        
          краеведа
        
        
          .
        
        
          Здесь
        
        
          демонстрируются
        
        
          предметы
        
        
          из
        
        
          омских
        
        
          коллекций
        
        
          ,
        
        
          завещанные
        
        
          и
        
        
          переданные
        
        
          в
        
        
          дар
        
        
          городу
        
        
          .
        
        
          Студенты
        
        
          Омского
        
        
          филиала
        
        
          ,
        
        
          побывавшие
        
        
          на
        
        
          выставке
        
        
          ,
        
        
          получили
        
        
          полезную
        
        
          информацию
        
        
          и
        
        
          незабываемые
        
        
          впечатления
        
        
          .
        
        
          «
        
        
          Хотелось
        
        
          бы
        
        
          чаще
        
        
          выбираться
        
        
          на
        
        
          такие
        
        
          интересные
        
        
          экскурсии
        
        
          !» -
        
        
          дружно
        
        
          выразили
        
        
          они
        
        
          свое
        
        
          пожелание
        
        
          .
        
        
          О
        
        
          
            .
          
        
        
          Р
        
        
          
            .
          
        
        
          Кадикова
        
        
          ,
        
        
          преподаватель Омского филиала ВШНИ
        
        
          .